Кирилл Главацкий, научный сотрудник в университете Квинсленда (Австралия)

Выпускник 2000 года, отделение физики

«Несмотря на то, что физика стала моей профессией, в физический класс лицея я попал совершенно случайно. До того момента физику я не очень-то и любил. Но волею случая, имя которому Павлина Львовна Заворотняя и Валерий Яковлевич Колебошин, я оказался в физическом классе.

Оглядываясь назад, сложно сказать, что конкретно привлекло меня в физике, но совершенно точно этого бы не случилось без тех учителей, с которыми я столкнулся. Уроки физики строились так, что их вели два учителя, каждый со своей неповторимой манерой взаимодействия с учениками – Колебошин Валерий Яковлевич и Манакин Вадим Леонидович. Два человека с совершенно разными характерами, совершенно разным поведением на уроке, смогли построить учебный процесс как единое целое, так, что они успешно дополняли друг друга. Строгий и проницательный Колебошин задавал темп, что именно важно, а эрудированный и увлечённый Манакин раскрывал все загадки, почему это важно. Кроме обычных уроков, я посещал факультативы, которые вёл Альтман Игорь Семёнович. Его персональный подход к каждому ученику и то, с каким воодушевлением он рассказывал о различных задачах, не могло оставить равнодушным. Если говорить о персоналиях, то именно эти три человека породили во мне интерес к физике.

Если не ограничиваться физикой, то хотелось бы также упомянуть моего классного руководителя, учителя математики, Коновалову Асю Лазаревну. Она – Учитель с большой буквы У – была действительно Классным руководителем. Она внесла значительный вклад в мою жизненную позицию и делала всё, чтобы лицей мог гордиться своими выпускниками, даже если бы их карьера не оказалась связанной с наукой.

Во время учёбы в лицее я участвовал в разных интеллектуальных соревнованиях. Но мне хотелось бы отметить одно, которое существенно повлияло на мою последующую – научную –  судьбу. Это – Турниры Юных Физиков. Построенные в форме игры, они, тем не менее, наиболее близки по духу к реальной научной деятельности. Тут и командная работа, и необходимость чётко формулировать и защищать свои мысли, и задачи, взятые из реальной жизни. Но, несмотря на все технические навыки, которые я приобрёл в лицее благодаря разнообразным интеллектуальным соревнованиям, турниры и прочие олимпиады – это не только способ подготовить ученика к будущей профессии. Они ценны также и сами по себе, в первую очередь, благодаря тому, что создают уникальную форму общественной жизни в лицее. «Летние школы», соревнования, команды – это своего рода «тусовка» для детей с определёнными интересами. И в лицее эта «тусовка» была организована на высшем уровне.

Благодаря ТЮФ я познакомился со своим будущим научным руководителем – Кулинским Владимиром Леонидовичем, ещё одним человеком, который существенно повлиял не только на мою профессиональную судьбу, но и на восприятие многих вещей. Порой непонятные рассуждения, которые можно было услышать от него, скрывали такую глубину понимания вопросов, что хотелось копать глубже и глубже. О масштабах этого можно судить, например, по тому, что моя научная специализация – неравновесная термодинамика и статфизика – является лишь одной из областей интересов Кулинского».