Школа нового типа

История повторяется.

Это может показаться удивительным, но между Ришельевским лицеем 1817 года и современным Ришельевским лицеем, воссозданным в 1989 году, много общего. И тот, и другой можно по праву называть школой нового типа, поскольку появление каждого было продиктовано временем, техническим прогрессом, состоянием общества.

Бурное развитие техники в конце XVIII – начале XIX веков вызвало необходимость в отказе от христианской идеологии в образовании, направленной в основном на поддержание религиозного имиджа. Появилась острая потребность в росте количества образованных людей с широким кругозором и гибким мышлением. В силу своей специфики образовательные центры при церковных учреждениях не могли дать светских, а особенно естественнонаучных знаний. Наиболее ярко это проявлялось в тех районах, где бурно развивалось промышленное производство. Здесь весьма показательно развитие образовательной системы именно в Одессе. Силами высокообразованных и культурных чиновников этот город очень быстро строился и развивался. Поэтому неудивительно, что Ришельевский лицей был вторым (после Царскосельского) из пяти лицеев Российской империи.

И вот проходит почти два столетия. Создаются и внедряются такие привычные для нас сегодня персональные компьютеры и интернет, развиваются информационные технологии, наукоемкое производство становятся реальностью. Для создания и совершенствования сверхсложной техники, работы с ней нужны не просто узкие специалисты. Необходимы творческие личности, способные не только усваивать готовые «программные» знания, но и умеющие ориентироваться, видеть связи и закономерности в лавинообразно возрастающем потоке информации. Формировать такие качества на студенческой скамье уже поздно! Это нужно делать в школе. Причем делать новыми методами, отвечающими требованиям времени.

Между тем на закате советского периода в системе образования господствовал авторитарный подход к процессу обучения. Нельзя сказать, что учебники физики и математики того времени были плохими. Напротив, их и сегодня можно признать образцами мирового уровня. Проблема в том, что школы не имели свободы выбора форм и методов обучения. Образование советского периода вошло в противоречие с демократическими преобразованиями в обществе. Исключалась инициатива учителей и руководителей школ. В то же время существующие методики по естественно-математическим дисциплинам были ориентированы на элитных учеников. Судьба остальных, не менее способных, но с меньшей моторикой, была весьма туманной. У детей возникало чувство ущербности и неуверенности в своих силах. Одновременно с этим гуманитарные дисциплины были перегружены фактическим материалом, ориентированным на большой объем запоминания, что совершенно не способствовало развитию творческих способностей.

История повторилась. Как и в начале XIX столетия, ситуация потребовала появления средних образовательных заведений с прогрессивным, творческим подходом к методам обучения. Ответом на веление времени стало возрождение Ришельевского лицея.

Учеба, приносящая радость.

Для удовлетворения социального заказа по подготовке молодых людей, способных не только усваивать "стандартную" программную информацию, но и оставаться открытыми для восприятия любых новых научных идей, необходимо отказаться от принципа интеллектуальной уравниловки, характерной для советского времени, название которого – "всеобуч". Выход из положения – специализация обучения. В лицее были созданы несколько направлений – углубленное изучение математики и информатики, математики и физики, химии и биологии. При поступлении абитуриент имеет возможность выбрать ту область знаний, которая является для него наиболее привлекательной. Изучение даже таких непростых предметов, как математика и физика, превращается в процесс удовлетворения интеллектуальных потребностей. Такая учеба доставляет радость, превращаясь в творческую интересную работу.

Казалось бы, что в этом нового? Ведь с шестидесятых годов прошлого века существуют специализированные физико-математические школы при Московском и Новосибирском университетах. Однако детей, которые могут учиться в этих заведениях, – несколько десятков на миллион. Ришельевский лицей ставит перед собой другую задачу: демократизировать обучение. Это значит, что в лицее может успешно обучаться каждый проявляющий интерес к учебе ребенок. Если же ученик талантлив, то именно здесь для развития его способностей предоставляются максимально благоприятные условия. Лицеисты не только участвуют, но и завоевывают высшие награды в интеллектуальных состязаниях любого уровня, включая международные турниры и олимпиады.

Как это достигается?

Лицо школы определяют ее учителя. Один и тот же предмет может быть и невыносимо скучным, и захватывающе интересным в зависимости от того, кто и как его преподает. Научно-методическая работа в лицее построена так, что у педагогического коллектива поддерживается естественная потребность в совершенствовании своего профессионального мастерства и в пополнении знаний. Здесь очень ярко проявляется принцип: я имею право называться учителем до тех пор, пока продолжаю учиться сам.

Что же заставляет учителя Ришельевского лицея постоянно учиться? То, что с первых дней возрождения лицея наши педагоги являются инициаторами проведения всевозможных научно-интеллектуальных соревнований школьников. Лицей стал своеобразной экспериментальной площадкой по поиску, поддержке и разработке новых образовательных технологий и методических приемов работы с одаренными детьми. Сегодня уже хорошо известны турниры юных физиков, международные фестивали юных математиков и физиков, турниры юных химиков, открытые физико-математические олимпиады Ришельевского лицея и другие состязания, которые начинались именно здесь. Работа жюри, деятельность оргкомитетов, подготовка заданий и формирование научной части – преподаватели лицея совместно с коллегами работают над каждым этапом вышеперечисленных мероприятий. Кроме того, многие преподаватели входят в состав жюри государственных олимпиад и других научных состязаний школьников.

С первых же дней своего воссоздания, в соответствии с учредительными документами, наряду со штатными учителями в лицее работают профессора, доценты и преподаватели Одесского национального университета имени И. И. Мечникова. Очень велик вклад аспирантов и студентов ОНУ (кстати, в прошлом тоже лицеистов) в внеклассную работу. Специальные практические занятия для старшекурсников проходят в лабораториях физического и химического факультетов университета.